Присадки в масло
Каждый автомобилист со стажем немало повидал на своем веку различных присадок в масло наподобие Супротек или Motor Medic. Раньше они назывались мотор-докторами, реметаллами, риметами, феномами, реномами, форсанами и так далее… Бесчисленное множество. И они все продолжают и продолжают появляться под разными брендами и названиями.
Однако по принципу действия все эти присадки в масло можно разделить на три группы.
Первая – плакирующие составы. Они при оседании заполняют дефекты на поверхностях трения, появившиеся во время эксплуатации, с образованием защитной пленки, обладающей антифрикционными свойствами. Эти присадки в масло изготавливаются на основе полимеров (фторопласт или подобные материалы). Могут также содержать частицы мягких металлов (медь, олово, свинец, бронза …). В этом случае они уже называются реметаллизантами.
Вторая группа – геомодификаторы, или, как их еще называют, ревитализанты или серпентиты. Эти составы содержат специальный мелкодисперсный абразив и начинают свою работу с микрошлифования поверхностей, при котором удаляются царапины, задиры и натиры. Затем геомодификаторы шаржируют поверхности деталей, образуя на них устойчивый металлокерамический слой с низким коэффициентом трения и повышенной износостойкостью. Примером таких геомодификаторов являются модификаторы трения «Эдиал».
Третья группа – кондиционеры металла. Они обновляют изношенные поверхности посредством травления их кислотой. Восстановительный эффект достигается, как уверяют их создатели, в результате перевода снятого с поверхности металла в ионное состояние с последующим обратным осаждением этих ионов в зоне износа.
Следует заметить, что в ходе независимых экспертиз вышеназванных восстановительных составов были обнаружены и негативные моменты, о которых и реклама, и продавцы, разумеется, умалчивают.
В частности, при применении плакирующих составов может увеличиться зольность масла, что может привести к образованию и увеличению зольного нагара. Самого-то нагара образуется немного, но беда в том, что зольный нагар не удаляется в отличие от нагара из углеводородных соединений.
Некоторые реметаллизанты оставляют после себя на свечах зажигания характерный рыжий налет, печально известный по металлосодержащим октаноповышающим присадкам в бензин, что, вероятно, делает целесообразным ограничить сферу их применения дизелями.
Наличие кислоты в кондиционерах металла вызывает сомнения в конечной пользе применения, т.к. страдает само масло, в которое попадает такой состав.
Ну а при применении геомодификаторов необходимо строго придерживаться инструкции, дабы не навредить мотору. Однако, необходимо отметить, что именно геомодификаторы, при правильном применении, способны действительно увеличить ресурс двигателя, т.к. они воздействуют непосредственно на поверхности пар трения, не изменяя при этом свойств масла.
Следует отдельно упомянуть про мнимое увеличение сроков замены моторного масла при применении присадок в масло. Здесь необходимо понимать, что масло меняют не столько в связи с его засорением продуктами износа, сколько по причине старения из-за окисления, перемешивания с несгоревшим топливом, загрязнения активными кислотами, образующимися при контакте масла с картерными газами, а также водным конденсатом, шламом и нагаром. Не забываем, что одновременно с маслом должен меняться и масляный фильтр, т.к. со временем он забивается, а масло через перепускной клапан уже без очистки напрямую направляется к трущимся деталям.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что применение присадок в масло возможно, где-то даже необходимо. НО !!! К этому нужно подходить обдуманно и взвешенно. Ну а масло с фильтром желательно менять даже не по рекомендованному в инструкциях регламенту, а чаще.